Сенека писал: «Я высокое существо и рожден для большего, нежели быть рабом своего тела, на которое я смотрю лишь как на оковы, одетые на мою свободу… И в таком отвратительном жилище обитает моя душа».
«Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс.8:4-7).
СОТВОРЕНИЕ
Человек – это высшее и самое загадочное существо во Вселенной. Долгие годы изучая Слово Божие, различные комментарии и вспомогательную литературу, не многие из христиан имеют ясное представление как устроен человек. Какими функциями обладает его дух, а какими душа и какое положение они занимают в человеке? Как работают? Где находится наше «я» и многое другое?
Сколько художников, поэтов, писателей и философов, людей науки и политики посвятили свои жизни исследованию человека, и каждый со своей стороны пытался проникнуть в тайну существа человеческого, но к сожалению, часто с нечистыми мотивами, только для того, чтобы обрести власть, манипулировать его поведением, влиять на его жизнь, дела и поступки. Но только Тот, Кто сотворил человека по образу Своему и подобию, знает свое творение в совершенстве, любит его, заботится о нем, направляет на пути истины с единственной целью, поднять его до своего божественного уровня. И мы все, друзья, Его дети, сотворенные Его любовью не остаемся в этом процессе сторонними наблюдателями, Господь в Своей любви и мудрости приглашает нас пройти этот путь к совершенству вместе с Ним, чтобы снова возвратиться домой, в Его небесные обители!
Начнем с самого начала, с процесса творения, написано: «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26). Хочу отметить, что слово «сотворим» здесь переведено не совсем точно. Более правильный перевод будет «сделан, произведен, исполнен», именно это значение имеет на иврите слово (наасэh), которое употреблено в еврейском тексте Торы, поскольку человек не сотворен Словом, как все прочее творение и не возник из ничего. Если говорить о нашем физическим теле то оно с любовью соткано из имеющегося уже в наличии материала – праха земного, а в основу создания всего существа человеческого Всевышний положил Свой образ и подобие.
Если говорить об образе Божьем, то спорных мнений много, а потому, я думаю и мы с вами можем немного поразмышлять об этом, окунувшись в глубину тысячелетий. Как пишет Апостол Павел «что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии» своем (2Кор.11:17), «ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных» (2Кор.11:19). Я думаю и мы сильно не согрешим, если в своем неразумении поразмышляем о сокровенном.
Написано: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1,2). Неизвестно сколько времени отделяет эти два стиха первой главы Бытия от третьего, то есть отделяют «Начало», когда было создано небо и земля – от первого дня творения. Но поскольку в книге Бытие 1:2 написано о земле, что она была безвидна и пуста, то есть имела незавершенный вид и не была заселена, чего не говорится о Небе, то многие богословы приходят к выводу о том, что Небо было не только полностью сотворено, но и населено небожителями! То есть, уже тогда, прежде создания нашей видимой Вселенной, в сотворенном Небе уже существовало все воинство небесное. Во-первых, Единородный Сын Божий, ангелы, архангелы, херувимы, серафимы и духи, возможно духи человеческие, которые в последствии как сыны человеческие, носящие образ и подобие Божие населили землю, поскольку написано: «Он избрал нас в Нем (во Христе Иисусе) прежде создания мира…» (Ефес.1:4).
О Господе сказано: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит». (Кол.1:15-17).
Надо полагать, что Господь Иисус, именно как образ Бога невидимого был однажды представлен всей сотворенной Вселенной! Написано: «когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр.1:6). А потому, думается, что именно по Его образу и подобию, несколько позже, на шестой день творения создавался человек, который является венцом всего творения Божьего!
Написано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Быт.1:26). В древнееврейском тексте Торы, 26 стих книги Берейшис (Бытие), употреблено два слова, означающие образ и подобие, первое: «бэцэлэмэну» – которое переводится как тень, образ, изображение, изваяние и еще десяток подобных значений. И второе «кидэмутэну» – которое переводится как подобие, образец, облик, изображение, вид, форма и т.д. А потому, я думаю, не возникает сомнений, что именно этот смысл заложен в первоначальном тексте Торы, который говорит нам о том, что человек создавался именно по образу Божьему! Впрочем, человек и не мог создаваться никак иначе, поскольку он с самого начала создавался как небожитель, как царь, владыка, как будущее тело Христа, как Невеста для Возлюбленного Сына Божия, которая сядет вместе с Ним на престоле славы и будет владычествовать во всей Вселенной!
П. Биллхаймер пишет: «Согласно предвечному Божьему плану, Церкви, как вечной спутнице Христа, предстоит занять высочайшее положение во Вселенной, близкое к ступени самого Божества. Будучи Невестой Божьего Сына, она разделит с Сыном Его царскую власть». П.Биллхаймер «Предназначенная для престола»
Далее о высочайшей роли существа человеческого он говорит: «ни одно из сотворенных существ во Вселенной не обладает способностью человеческого существа «заключать в себе и отражать Бога». Только один человек наделен природой, в которой мог целиком воплотиться Бог». П.Биллхаймер «Предназначенная для престола»
О чем с восторгом пишет Апостол Павел: «непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (Еф.1:16-19). Разве здесь, Апостол пишет не о нашем славном небесном будущем для которого мы с вами созданы? И еще создаемся, ибо мы все еще находимся в творческом процессе совершенствования, ” доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова”. (Еф.4:13)
Бог изначально создавая человека задумал о нас с вами великое, поскольку хотел иметь рядом с Собою существо самостоятельное, со свободной волей, инициативное и творческое, а потому создавал нас как небожителей, которые станут Его сынами возлюбленными, подобными Его Единородному Сыну Иисусу Христу, носителями Его генов, членами Его великой космической семьи и Невестой Его возлюбленного Сына! А потому, мы и не могли быть созданы никак иначе, как только по образу и подобию Божию, то есть по образу Господа нашего Иисуса Христа, Который является вторым Адамом и прототипом всего наследующего небо человечества!
И те семьдесят, при большей крепости восемьдесят лет, отпущенных нам для жительства на земле – это только процесс нашего рождения, плотского, а затем духовного, чтобы, достигнув здесь, на земле полного возраста Христова и став духами праведников достигшими совершенства мы освободились от бренного тела и вознеслись в Его Небесные обители, чтобы как возлюбленная Невеста Христа воссесть рядом с Ним на троне!
ДУХ НОСИТЕЛЬ ЖИЗНИ
Биологи говорят, что после зачатия, уже в конце первого месяца развития плода в утробе матери, когда плод едва достигает 10-13 мм., в нем уже начинает биться сердце, появляется самостоятельная жизнь, а значит, где-то в это время в зародыш вселяется дух, который и приносит в плод жизнь! Думаю, именно с этого момента зародыш становится душою живою, хотя в физическом плане он еще полностью зависит от матери, но тем не менее уже начал свою собственную самостоятельную жизнь, жизнь существа человеческого. Написано, что Бог, распростерший землю, дает «…дух ходящим по ней» (Ис.42:5). И еще сказано: «Дух животворит» (Иоан.6:63), а потому, дух вселяющийся в человека называется «духом жизни» (Быт.6:17; 7:15,22).
Именно дух, как носитель жизни является главным в человеческом существе, если дух покидает человеческое тело, то наступает смерть, написано: «И испустил Исаак дух и умер» (Быт.35:29); «скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают» (Пс.103:29); «Иисус же, возгласив громко, испустил дух» (Мрк.15:37).
Спросите, откуда берутся эти духи, которые приносят в человека жизнь?
Что касается Адама, то сотворив его Бог вдохнул в него дыхание жизни, но мы не видим, чтобы Бог продолжал вдыхать дыхание жизни в каждого младенца, зачатого в утробе матери до сего дня. Написано: «…и почил (Бог) в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2). Почил, то есть вошел в покой, завершил все Свои дела и уже больше никого и ничего не создавал.
Поскольку, духи как и ангелы являются небожителями, то возможно, они были созданы вместе со всем воинством небесным еще до создания мира, что подтверждается некоторыми стихами из Писания: “Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви”. (Еф.1:3,4)
Также известно, что до воплощения в человеческие тела духи находятся в присутствии Божьем! Что подтверждает Апостол Павел во 2 послании к Коринфянам. Он пишет: «…знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, — ибо мы ходим верою, а не видением, — то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор.5:6-8). Из этих стихов мы видим, что был время, когда мы находились в своем небесном отечестве, в присутствии Божьем, а затем водворившись в теле были устранены от Господа. И будет время, когда мы завершив наше земное поприще, пройдя трудную школу познания добра и зла снова оставим тело и водворимся у Господа.
Теперь давайте внимательно рассмотрим кто такие “мы”, которые устранены от Господа и водворились в человеческом теле? Это духи, которые были сотворены ранее и находились в присутствии Божьем, а теперь продолжают свое земное существование в человеческих телах. В тот момент, когда мы устранялись от Господа, еще ни тела, ни души не существовало! Устранившись от Господа и войдя в утробу матери, наш дух дал жизнь плоду чрева и возникла навая жизнь! Появилась душа! Таким образом мы водворились в теле, то есть родились на этой земле.
Кто мы родились? Это наш бестелесный дух он обрел свое земное тело. чтобы пройти на земле путь к совершенству и вернуться в Небо!
Кто желает выйти из тела и водвориться у Господа? Наш дух конечно, потому, что он небожитель! Он наше «Я» – вечная субстанция, которая однажды получив жизнь уже никогда не умирает! Павел пишет: «мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор.4:16).
Кто внешний тлеет? – тело! Кто внутренний, обновляется? – наш дух!
Внешний – это оболочка, хижина которая стареет и приходит в негодность!
Внутренний – это наш дух, который устраняясь от Господа, вселяется в тело и получая возрождение от Духа Святого начинает развиваться, достигая совершенства. Именно отсюда начинается его духовный рост, а потому, в нашем духовном развитии есть периоды младенчества, детства, юношества и зрелости (1Кор.3:1; 1Иоан.2:12-14), а затем, духи праведников достигшие совершенства, снова предстанут пред Господом! Написано: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10).
Кто же жил в теле? Наш дух конечно, сотворенный Богом! Он наша личность, он водворяется в теле, он проходит все стадии духовного развития и достигая полного возраста Христова восхищается в Небо присоединяясь к духам праведников достигшим совершенства.
Тогда понятны слова, с которыми Бог обращается к Иеремии: «прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер.1:5). Если Иеремия не был зачат и его еще не было во чреве, то где Бог мог познать его?
Но, если исходить из того, что Иеремия – это не плоть, а дух, который задолго до своего воплощения на земле, был сотворен и пребывал пред лицом Божьим, то все становится на свои места! Тогда понятно, почему в послании к Римлянам Павел пишет о предузнании и предопределении: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим.8:29). Я думаю, что процесс предузнания и предопределения, совершается еще до рождения человека на земле, там в небесных сферах, где все духи Божии предстоят пред Своим Создателем, а не здесь на земле, когда мы прожили 15, 20, 30, 40 или 60 лет. А потому, от самого рождения, когда мы были еще грешниками Господь хранил нас на этой земле в определенное время привел к покаянию и сейчас трудится над нами достигая полного богоподобия.
И именно Господь заботится о том, чтобы духи человеческие в свое время, в безопасности и по своему назначению вселились именно в тот плод, для которого они были созданы, принеся жизнь новому существу созидаемому в утробе матери! Об этом нам свидетельствует история зачатия и рождения Иоанна Крестителя, который пришел на землю в духе и силе Илии, как и обещал Захарии посланный от Бога Ангел Гавриил. (Лк.1:11-20).
Из истории зачатия и рождения Иоанна Крестителя, а также Самсона и самого Господа Иисуса Христа, о Котором сказано: «младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его…(Ис.9:6). Мы видим, что духи человеческие не просто так вселяются как кому угодно, в этом процессе существует определенный порядок и волеизъявление Божие.
Для каждого из нас Господь подбирает не только родителей, но и время, и место рождения, пол, цвет глаз и кожи, национальность и многое, многое другое! А потому мы не украинцы и не русские, ни молдоване и не казахи – мы духи небожители, мы вечные! Мы уникальны и неповторимы, созданы с определенной целью и для каждого из нас есть свое предназначение и не только на этой земле, но главным образом – там, в Небесах, а потому, в Его книге записаны все дни для нас назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Пс. 138:16). Наше земное существование преследует одну единственную цель, приготовить нас к Вечности, в которой каждый из нас займет свое, определенное ему Богом место, для которого он был создан, родился и готовится на земле.
Вспомните, когда сыновья Зеведеевы пожелали сесть рядом с Господом, Иисус ответил им прямо: «…чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцом Моим» (Матф.20:23).
На Небе не так как на земле у Бога во всем порядок. Об этом нам свидетельствует история падшего херувима: “ Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего”. (Иез.28:13) Он сразу создавался как венец красоты и верх совершенства, ему не надо было бороться за свое место под солнцем, расталкивать локтями тех, кто по слабже, проходя путь от простого ангела до помазанного херувима!
Господь не скрывает, что такой же порядок существует и на земле. Он говорит, что «одному дал он пять талантов, другому два, иному один» (Матф.25:15), а потому, написано: «…кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук.12:48). То есть для каждого из нас в Вечности приготовлено свое место и именно на это место мы готовимся здесь, на земле, а потому никто не сможет занять место выше того, для которого он создан и готовится, а вот ниже, мы оказаться можем, если не возьмем свой крест и не последуем за Господом. Течение не совершим и веру не сохраним, то есть не преодолеем путь для нас предназначенный!
И еще, поскольку все поднебесье оккупировано князем тьмы и духами злобы поднебесными, то пробиться через эти вражеские полчища самостоятельно никакому безтелесному духу не под силу, а потому Ангелы Божьи доставляют их (духов) по назначению на землю каждого в ту семью, в которой им определено родиться. А затем, по окончанию земного поприща Ангелы сопровождают их обратно в Божье присутствие, что мы видим из истории о богаче и Лазаре: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лук.16:22).
Трудно сказать, какое время мы с вами, а точнее наши духи находились в присутствии Божьем до воплощения на земле. Некоторые богословы считают, что поскольку Бог закончил все творение к седьмому дню и почил от всех дел Своих (Быт.2:2), то наши духи были созданы еще до создания мира, вместе с ангелами, архангелами, херувимами, серафимами и прочими небожителями. Но если исходить из того, что наши духи были сотворены Богом еще до создания мира, то в этом случае, мы с вами очень древние сущности и здесь на земле проходим школу совершенства, прежде нежели получим небесные, прославленные тела!
Представьте, что только ради нас, ради Божьих духов, которым в дальнейшем надлежит вселиться в человеческие тела и достигнуть полного Богоподобия, создавался не только человек, посредством которого все это осуществляется, но и сама Земля и Вселенная, которая по завершению создания Сынов Божьих и достижения ими небесного величия – будет уничтожена! (2Пет.3:10).
НАШ ДУХ – НАШЕ ПОДЛИННОЕ «Я»
Из всего выше изложенного, мы с уверенностью можем сказать, что именно дух человеческий, сотворенный Богом и имеющий в себе самом жизнь и славное продолжение в Вечности, является главным в человеке и определяет его сущность, а вовсе не душа или тело как считают некоторые. Дух и есть наша личность, наше подлинное «я», и по замыслу Божьему должен осуществлять руководство всем существом человеческим, но к сожалению, в момент грехопадения был пленен душою, и потеряв общение с Богом лишился Его силы, славы и водительства! «…написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий». (1Кор.15:45)
К аналогичному выводу о том, что человек это дух, пришел и Рик Уорен. В своей книге «Целеустремленная жизнь» день 13, говоря о поклонении в духе он пишет: «Иисус имел в виду не Святого Духа, а наш, человеческий дух. Будучи сотворённым по образу и подобию Божьему, вы являетесь духом, живущим в теле, и дух ваш создан так, чтобы общаться с Богом».
Еще более конкретно на это указывает Лестер Самрал в книге «101 вопрос и ответ о воздействии демонических сил» он пишет: «Нам нужно помнить, что Бог является духом, ангелы — это духи и люди — это духи облеченные в тела».
О том, что именно наш дух определяет личность человека, говорит и тот факт, что Бог в Священном Писании неоднократно называет себя «Отцом духов и Богом духов» (Евр.12:9; Чис.16:22), да и сам Моисей, обращаясь к Всевышнему называет Его Богом духов всякой плоти! (Чис.27:16;) Заметьте, не Богом души или тела, а Богом духов всякой плоти!
Далее из Слова Божьего мы видим, что именно дух, живущий в человеке определяет его поведение и поступки, написано: «но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю» (Чис.14:24).
И еще: «…возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень» (Ездр.1:5);
«Все, которых располагал дух, и приносили приношения» (Исх.35:21). И таких примеров в Библии масса, когда Бог действует через дух человека, но никогда через душу или тело! И не только в человеке, но и в херувимах, и во всех других небожителях, именно дух определяет их поведение. О херувимах написано: «Куда дух хотел идти, туда шли и они (херувимы)». (Иез.1:20).
Написано: “И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою”. (Быт.2:7). Из этого стиха мы видим, что только после того, как Бог из праха земного создал человеческое тело и вдохнул в него дух – человек стал душою живою! Дух носитель жизни, о нем написано: ” Дух животворит; плоть не пользует нимало”. (Иоан.6:63), а потому когда дух покидает тело душа просто умирает! Она не имеет своего продолжения в Вечности, везде на страницах Священного Писания о ней говорится, что она смертна, чего никогда не говорится о духе человеческом! Душа обречена на смерть и с выходом духа из тела, она умирает: «Испустил Исаак дух и умер» (Быт.35:29), «…народ, обрекший душу свою на смерть» (Суд.5:18). О Христе сказано: «предал душу Свою на смерть» (Ис.53:12), а Дух Свой предал Отцу Небесному: «…Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». Лук.23:46.
В книге Левит о душе сказано: «…душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови… Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа всякого тела [есть] кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его: всякий, кто будет есть ее, истребится. (Лев.17:11-14). Из этого текста мы видим, что душа смертная, она находится в крови и умирает вместе с телом.
Душа человека существует только при нашей земной жизни, пока мы находимся в теле и не имеет своего славного продолжения в Вечности. В небеса, к престолу Божьему, после всех земных скитаний возвращаются духи праведников достигшие совершенства. (Евр.12:23). Написано: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». (Еккл.12:7).
Подводя итог можно сказать следующее:
Вначале Бог сотворил наш дух, какое-то время этот сотворенный дух находился в присутствии Божьем, после чего устранившись от Господа водворился в теле, родившись на этой грешной земле! Затем пройдя некоторый путь сокрушений и страданий, верою призвав имя Господа в свою жизнь – наш дух получил возрождение от Духа Божьего, Духа Святого. Далее, на протяжении многих лет наш дух проходит процесс своего духовного развития от младенчества до полного возраста Христова. А затем, как бабочки освобождаются из куколок, так и мы с вами, освобождаемся от наших бренных тел и снова возвращаемся в небо, чтобы получив новое прославленное тело навсегда присоединиться к великой семье Божьих небожителей!
Очень важно, чтобы мы уже сейчас, на этой земле осознали, кто мы? Для чего пришли на эту землю? Как должны жить на ней и к чему стремиться?
Земля – это наше временное жилище! Военный полигон, где мы проходим путь к совершенству, достигая полного возраста Христова и не больше!
Здесь, на земле, мы только странники и пришельцы, которые проходят трудную школу познания добра и зла, чтобы, примирившись с Богом и достигнув совершенства, вознестись в небо! Именно поэтому многие герои веры ожидали города: «имеющего основание, которого художник и строитель Бог». (Евр.11:10).
«Все сии …радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; …они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр.11:13,16).
ВСЕ НЕБОЖИТЕЛИ НОСЯТ ОБРАЗ БОЖИЙ
Размышляя дальше, мы видим, что все жители небесного мира: херувимы, серафимы, ангелы, архангелы и человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, – сколько-то похожи друг на друга, и можно предположить, что образ Сына Божьего является прототипом для сотворения не только человека, но и всех небожителей (Пс.8). Говоря о херувимах, Иезекииль пишет: «…видно было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека» (Иез.1:5). «И руки человеческие были под крыльями их…» (Иез.1:8). «Подобие лиц их – лице человека…». (Иез.1:10). Облик – это образ, и этот образ был похож на образ человеческий! И даже говоря о сидящем на престоле, Иезекииль говорит о подобии человека сидящего на нем! (Иез. 1:26)
Что касается ангелов, то, являясь людям, они всегда являлись в облике человеческом, даже когда они являлись в своих прославленных телах! Иисус говорит подступившим к Нему саддукеям: «сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых не женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии» (Лук.20:36). Я обращаю ваше внимание на слова «равны Ангелам», то есть абсолютно тождественны!
Далее в книге Откровение, написано: «И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела» (Откр.21:17), то есть, ангелы не только по виду, но и по размерам не отличаются от нас!
Существует точка зрения, что ангелы – это люди, прошедшие земной путь развития, но полагаю, что такое предположение ошибочно! Поскольку человек, возрожденный Духом Святым, много выше ангелов, сотворенных в массе своей и, пройдя свой земной путь развития, он приобретает Божественную сущность и во всей полноте становится богоподобным, что подтверждает Апостол Иоанн, говоря: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему…» (1Иоан.3:2). Подобны самому Сыну Божьему – вот какая открывается для нас высота и перспектива, что недоступно ангелам, которые созданы как служебные духи!
А потому нам есть куда стремиться, куда простираться верою, написано: «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте…» (Рим.12:11). Бог задумал о нас великое! В связи с чем Павел пишет: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы, о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил.3:13-15).
Я не думаю, что нам нужно дальше углубляться в эти размышления, но хочу, чтобы вам стало ясно, что и мы с вами, друзья, — духи, из семьи небожителей и пришли на эту землю для того только, чтобы пройдя трудную школу познания добра и зла, ведя непрерывную борьбу с духами злобы поднебесной — достигнуть совершенства. Чтобы, когда войдем в славу Божию не упасть, как пали светоносные, увлеченные Люцифером!
Если нам известно, что Сам Иисус, будучи Единородным сыном Божьим, пришел с Неба и воплотился на этой земле в человеческом теле, чтобы страданиями обрести навык к послушанию (Евр.5:8), а затем крестом подняться в Небо, то разве для нас с вами есть другой путь?
Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан.14:6), то есть, Его путь – это наш с вами путь, и другого пути нет! Тогда разумно предположить, что и мы с вами, возлюбленные, пришли с неба для того только, чтобы пройти на земле свой нелегкий путь к совершенству и вернуться домой! Но вернемся еще раз к вопросу об образе и подобии.
Преподобный Кларенс Ларкин – пишет: «Сам Иисус пришел к нам в человеческом теле, Он не мог появиться среди нас ни в каком другом обличии и быть Богоподобным! Именно как Человека Иоанн видел Его посреди “семи светильников” (Откр. 1:10-20). Если человеческое тело не сделано по небесному подобию, тогда Иисус, в подобии человека, на небе находится вне гармонии со Своим окружением, и мы имеем аномальные условия, когда вторая личность Троицы отличается по подобию от Отца и Святого Духа.
Если Иисус пришел явить Отца, тогда что он имел в виду, когда говорил: “Видевший Меня видел Отца” (Иоан.14:8-11). То, Кто Он был, как не откровение Бога в Своем лице, а также делах?» К. Ларкин, «Мир духов»
Еще можно говорить о видении славы Господней, которая явилась Иезекиилю также в образе человеческом: «А над сводом, который над головами их, [было] подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем» (Иез.1:26). А это уже говорится о Боге Отце, Который является Богом духов всякой плоти. (Чис.27:16).
Подводя итоги, могу сказать, что мы с вами были созданы по образу Божьему по нескольким причинам:
во-первых, дети Божьи должны носить образ и подобие Отца Небесного и не могут отличаться от Него ни по виду, ни по внутреннему содержанию!
Во-вторых, Невеста Христа и Вечная спутница Сына Божьего, которая сядет вместе с Ним на престоле Славы, должна быть подобна Ему во всем и никак иначе это быть не может!
В-третьих, Иисус называет нас Своими братьями, подчеркивая наше полное тождество с Ним, а значит, мы не можем отличаться от Него ни в чем. «Ибо и освящающий и освящаемые, все – от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями» (Евр.2:11). И Его братьями мы будем не только на земле, но и в Небесах, поскольку становимся членами великой семьи Божьей!
Друзья, «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, …и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф.2:4-6), а потому мы имеем право рассуждать, имеем право духом своим простираться в небеса, туда, где мы уже посажены во Христе Иисусе!
К сожалению, сегодня: «мы видим, как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно» (1Кор.13:12), а потому не можем утверждать все это как доктринальные истины! Но Господь, создавая человека, заложил в него удивительную способность мыслить и стремление познавать сокровенное и радуется, когда мы, пользуясь Его откровениями, имеем дерзновение верою простираться в Небеса, а потому, я думаю, мы не согрешили, прикоснувшись к заветному и тайному!
Если говорить о подобии, то тут споров меньше: почти все богословы сходятся на том, что человек и внутренне создан подобным Богу, и благодаря своему подобию, может общаться со Своим Отцом Небесным, давшим ему жизнь! О чем мы с вами еще будем рассуждать дальше!
Олег ЗАМУРУЕВ.